Последняя премьера уходящего года
Жамбылский областной русский драматический театр 18 декабря представил спектакль «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького. Режиссер Куандык Касымов перенес героев в современность.
«На дне» — серьезная и масштабная пьеса, актуальная во все времена. Ее неоднократно экранизировали не только в СССР и России, но и во Франции, Венгрии, Китае и Японии. Так, в 1957 году режиссер Акира Куросава поместил героев горьковского шедевра в феодальную Японию, выпустив на экран весьма удачную драму. Театральных постановок в разы больше, пьеса многократно ставилась за рубежом — в Европе, США, а также в странах СНГ. Теперь и жамбылский зритель имеет возможность увидеть эту постановку. Коллектив театра посвятил ее памяти безвременно ушедшего из жизни талантливого режиссера Камата Касенова.
— Камат приступил к этой постановке еще в июне текущего года, но так и не успел закончить работу. Лауреат международной театральной премии имени Чингиза Айтматова режиссер Куандык Касымов поддержал идею Камата поставить этот спектакль в современной интерпретации, — рассказала заместитель директора областного русского драмтеатра Валерия Сон. — Большую помощь в этом ему оказала и ассистент режиссера Марина Просалович. Художником-постановщиком выступил Владимир Сизинцев.
Сюжет разворачивается в ночлежке, принадлежащей Костылеву (актер Темур Ичиков). Здесь живут воры, проститутки, бедняки и чернорабочие. Одни отчаянно пытаются изменить свою жизнь, другие уже давно потеряли всякую надежду. На этом дне социума постоянно вспыхивают ссоры и склоки.
В постановке сохранены крылатые фразы Горького, знакомые каждому. «Человек — это звучит гордо!» — восклицает Сатин (Тимур Романюк). «Выходит, снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» — делится мудростью Бубнов (Павел Иванов). «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее», — приходит к умозаключению Васька Пепел (Виктор Майнашев).
Декорации создают обстановку социального дна: железная двухъярусная кровать, убогая мебель и утварь, по-видимому, принесенная со свалки. Бак с горящим мусором жильцы используют в качестве камина. На заднем плане игра теней удачно вписывается в художественное решение спектакля.
— Это история не об отсутствии просвета: это жизненный урок о том, как не надо жить, — высказался режиссер-постановщик пьесы Куандык Касымов. — К каждому рано или поздно приходит озарение — появляется луч света, который мы либо не замечаем, намеренно игнорируем, либо отвергаем. Закапываем под горами уныния из-за собственной слабости, не желая менять привычный образ жизни.
Ольга МАХИНЯ,
заведующая литературной частью
Жамбылского областного русского драматического театра