пр-т. Абая, 115
схема проезда
+7 7262 45 22 58
обратная связь
inicon wap

К нам приехал Ревизор

26.03.183Год только начался, а  Жамбылский областной русский драматический театр вновь порадовал второй  успешной премьерой.

Вслед за легкой комедией «Классики смеются» зрителю было предложено произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» в постановке режиссера Камата Касенова . 

- У меня это не первый спектакль в содружестве с коллективом русского драматического театра,  - рассказал режиссер-постановщик К. Касенов. -  В 2013 году была «Мещанская свадьба», в 2014 году - «Гамлет», сегодня мы даем  «Ревизора».  Сатирическая комедия, написанная в 1836 году, полтора столетия назад, у нас идет в  формате буффонады. Это одна из разновидностей исторически развивающегося жанра комедии, можно сказать ее «внучка», одна из ее форм, где режиссер и актеры, говоря современным языком, могут немного «похулиганить». Сегодня этот жанр не очень распространен, так как артистам надо хорошенько его освоить и  уметь правильно им воспользоваться.  Я увидел актеров,  их возможности, их тоску по классике, на которой можно полностью отдаться работе над образом, характером, литературным языком. Не в обиду сказано, но всего этого в современной драматургии почти не остается. Нам захотелось все вернуть. Я далек от того и не вижу нужды в том, чтобы пришивать «белыми нитками» происходящее на сцене к тому, что происходит сегодня за окном. Комедия -  всегда комедия, Гоголь -  всегда Гоголь. В жанре буффонады мы вернемся к актерскому мастерству, покажем истинную форму театра.   

Классическая комедия всегда приводит в восторг, особенно тогда, когда ее ставит талантливый режиссер и  исполняют талантливые актеры. Содержание  пьесы и  замысел автора тогда становятся понятными даже тем зрителям, которые по той или иной причине не знакомы с произведением (среди зрителей было много школьников, которые Гоголя еще не проходили). Поэтому о содержании – предельно кратко. Мелкий петербургский чиновник Иван Хлестаков по пути в Саратовскую губернию останавливается в провинциальном городке, где правят городничий начальник Антон Антонович Сквозник – Двухановский (артист Виктор Сукопов) и его команда чиновников, погрязших в воровстве. Изнывающие от безделья городские помещики Петр Добчинский (Виктор Майнашев) и Петр Бобчинский (Анатолий Просалович) принимают его за ревизора, специально направленного из столицы и, перебивая друг друга,  докладывают об этом шефу, который срочно собирает свой штат и сообщает знаменитую  «…принеприятнейшая новость – к нам едет ревизор!» Появляется он, дерзкий парень с искрящимся обаянием, а на самом деле, как о нем пишет Н. Гоголь: «Этот ветреник Хлестаков, есть та поддельная ветреная светская наша совесть, которая, воспользовавшись страхом нашим, принимает вдруг личину настоящей и дает себя подкупить страстям нашим, как Хлестаков  -  чиновникам, а потом пропадает так же, как он, неизвестно куда». 

Вокруг этой личности крутится все происходящее на сцене. Перепуганые Городничий и  чиновники раскрывши рты внимают  Хлестакову, который выдает себя то за начальника департамента, то за потенциального главнокомандующего, то за знаменитого писателя. И все несут ему деньги, «взаймы». Затем Хлестаков принимается за супругу Городничего Анну Андреевну (артистка Ольга Избасарова) и его дочь Марью Антоновну (Ольга Махиня), по очереди предлагая им «замуж». Вдоволь натешившись, Хлестаков пишет свое письмо, но не другу, как в тексте пьесы, а самому Николаю Васильевичу Гоголю (интересная находка режиссера-постановщика), где дает характеристику всей одураченной им компании, а Городничего называет «глупым, как сивый мерин», что более всего потрясает градоначальника. Прихватив с собой собранную сумму денег  и в придачу Марью Антоновну, Хлестаков исчезает из города. 

Гармонично подобранный актерский состав, успешно справившийся с жанром буффонады, текст, актуальность которого не пропадает в наше время, трансформирующиеся декорации, позволяющие спектаклю идти в быстром темпе, интересные по задумке сценические костюмы и бутафория, – все это сделало премьеру ироничной, полной юмора, легкой и непринужденной. 

С беспощадной гоголевской сатирой звучит финальный монолог униженного  Городничего: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все смотрите, как одурачен чиновник. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Он теперь разнесет по всему свету историю и пойдешь в посмешище. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, будут все скалить зубы, бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!.. А ну, кто первый сказал, что к нам едет ревизор?!» Занавес. 

Как тут не вспомнить слова великого актера и  режиссера Аркадия Райкина, который давал такое разъяснение: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться,  а сатира – это когда хочется смеяться, но страшно». В спектакле, тепло принятом зрителями, присутствовало и то, и другое. Можно поздравить коллектив театра с очередной творческой удачей. 

Михаил БУНИН, фото автора

Add comment


Security code
Refresh