Сильнее сотен лекций
Так отзывались многие зрители после очередной премьеры - музыкальной драмы заслуженного деятеля Республики Казахстан Евгения Дубовика «Я хочу домой» на сцене Жамбылского областного русского драматического театра.Пусть на эти слова не обидятся наши теологи и религиоведы, проводящие среди населения в последнее десятилетие огромную просветительскую работу по разъяснению основ традиционного ислама, на фоне пропаганды разбрасывающих свои щупальца по всему миру деструктивных религиозных течений и наиболее опасного из них международного террористического формирования, именующего себя ИГИЛ (в Казахстане эту законом запрещенную организацию принято называть ДАИШ). В данном случае речь идет больше о мощном эмоциональном воздействии от увиденного и услышанного со сцены.
Предыстория премьеры такова:
- Как государственное учреждение, наш театр, так или иначе, должен участвовать во всех государственных идеологических программах, в том числе в профилактике религиозного экстремизма и терроризма, - рассказала заместитель директора театра Валерия Сон. - Креативная идея бороться с любыми проявлениями экстремизма своими, художественными театральными средствами, принадлежит нашему директору Акылдосу Тажиеву. Инициативу поддержали. По заказу управления по делам религий и гражданского общества акимата Жамбылской области известным алматинским актером, режиссером и драматургом, заслуженным деятелем РК Евгением Дубовиком (он же режиссер-постановщик) впервые в республике для нас написан сценарий спектакля «Я хочу домой». Автор глубоко изучал тему и работал над ней, около года сценарий проходил согласование в соответствующих инстанциях, вносились корректировки, учитывались рекомендации. И вот с правом первого показа сценарий поступил к нам, коллектив приступил к репетициям, сегодня спектакль увидит и оценит зритель.
Решение спектакля, как и его тема, необычны. На сцене происходит съемка телевизионного ток-шоу под многообещающим названием «Разберемся». Сюжет повествует о трагических судьбах наших соотечественников, которые, попав под влияние чуждой религиозной пропаганды, стремясь найти себя и лучшую жизнь, ошиблись в своем выборе, тайно перебрались в Сирию, влились в ряды ДАИШ. Как результат - горькое разочарование, крушение всех надежд и бесславная гибель на чужбине.
Прозвучали команды режиссера: «Камера! Звук! Мотор! Прямой эфир!» В стиле танцев «гоу-гоу» и звучащего рэпа на сцене развлекается современная молодежь, что буквально с первых секунд приковывает внимание зрителей-сверстников. Ведущие шоу Ибрагим (артист Данияр Кенжебеков) и Азель (Евгений Орлов) призывают публику спокойно, обстоятельно и непредвзято разобраться в теме, которая остро заявляет о себе. Речь пойдет о террористической организации ИГИЛ (ДАИШ) – откуда взялось это придуманное спецслужбами ряда стран и их многочисленными «спонсорами» «Государство Ирака и Леванта», какова его история, чем оно опасно для нашего общества. По замыслу автора все эти моменты в ходе спектакля последовательно и ненавязчиво раскрываются ведущими, что составляет важный познавательный аспект представления.
Наибольшее впечатление производят откровения приглашаемых на съемочную площадку шоу персонажей, участников боевых действий в Сирии, боевиков, возможность заглянуть в их душу. Многих привели в ряды вовсе не религиозные убеждения и мотивы, а жажда ложной романтики и материальной наживы. Таких называют «солдаты удачи». Один из таких парней - коренной алматинец Амирхан (артист Виктор Майнашев). Родителям было не до него, воспитывала бабушка. Школа, институт… Достойной работы найти не удалось, тусовки, девушки, которые его отвергали… Ему стало скучно жить, как он сам признается, «потерял смысл жизни, она стала пуста». А так хотелось жить богато, «красиво», романтично. Его взяли на заметку и начали обрабатывать. На помощь приходит Черный человек – Хозяин (артист Бекназар Избасаров), эмиссар ИГИЛ, в сопровождении прекрасных девушек, обольщающих парня восточным танцем (таких в Сирии ему обещано много). А Черный человек на каждый вопрос найдет ответ: «Пусть твоя жизнь наполнится смыслом, а карманы деньгами. Ненавидь и стреляй!»
По туристической визе Амирхан летит в Турцию, дальше - на автобусе и такси до границы, через которую в Сирию за деньги помогут проникнуть местные проводники – это их бизнес. А обратной дороги нет, на родине будут следствие, суд и тюрьма. В ходе кровавой перестрелки между группировками боевиков, враждующих за овладение гуманитарным грузом, парень встречается с фанатиком Ерболом (артист Темур Ичиков) и в отчаянии вопрошает: «Что мы, казахи, потеряли в этой стране?» В ответ обвинение в предательстве, черный мешок на голову и казнь.
Есть среди моджахедов и другие. Персонаж артиста Самата Махамбетова - Чингис из Актау - родился в религиозной семье. С детства воспитывался на ценностях традиционного ислама, дни проводил в молитвах, выучился на священнослужителя. Попав в Сирию, Чингис не берет в руки оружие, а со Священным Кораном в руках вступает в теоретический спор с Черным человеком, и утверждает: «Война с неверными – это не джихад. Великий джихад – это сражение в твоей душе, битва со злом внутри себя». Чингиса до глубины души потрясает готовящаяся казнь пленников-единоверцев, мирных жителей. Он умоляет Хозяина не делать этого, но на стороне Черного человека непререкаемая идеология салафизма в самом жестоком ее проявлении и исполнении, а в руках его - сабля и пистолет. Чингиса казнят первым.
Перед зрителями проходят трагические судьбы шести из сотен, а может быть, тысяч девушек, ищущих простого женского счастья, хороших мужей, «настоящих мужчин, а не робких геев», приехавших в Сирию из Турции, Узбекистана, Чечни, России, Англии и других стран, поддавшихся на посулы игиловских проповедников и красивые картинки в Интернете. Фактически все они попадают в сексуальное рабство к моджахедам, подвергаются издевательствам и насилию. За малейшее неповиновение следует наказание вплоть до смерти с черным мешком на голове. «Девушки, не совершайте моих ошибок, там столько боли и страдания!» - кричит одна из приговоренных.
От эпизода к эпизоду зрителю становится понятно, что в Сирии, на многострадальном Ближнем Востоке идет борьба не за высокие идейные истины, а за свержение светских правительств, овладение природными богатствами – нефтью и газом, установление «Всемирного Халифата». И все это под религиозным прикрытием. По данным компетентных органов около 400 бывших граждан Казахстана воюют в Сирии на стороне боевиков. Побеждаемые правительственными войсками этой страны и их союзниками, боевики и их командиры бегут в Афганистан, чтобы вновь собрать свои силы. Это, и без того неспокойное, государство, где десятилетиями не прекращается гражданская война, находится гораздо ближе к нашим границам, чем Сирия.
- Спектакль о том, что уже сейчас надо во весь голос говорить, чтобы наша молодежь не попадала в ИГИЛ (ДАИШ), потому что оттуда еще никто не вернулся и не вернется. Я встречался с семьями, откуда в эту черную пропасть уходили сыновья и внуки – родители не знают, как это случилось… Теперь и они, и другие будут знать. Я доволен своей работой, - заявил после сдачи спектакля его автор Евгений Дубовик. Его успех разделили художник-постановщик Рахат Сапаралиева, композитор Максим Германцев, балетмейстер Галина Воржева, актерский и технический составы театра. Музыкальная драма «Я хочу домой» предназначена, прежде всего, целевой аудитории – молодежи. По мнению первых зрителей, нужно, чтобы этот спектакль обязательно увидели старшеклассники школ, учащиеся колледжей и студенты вузов.
Михаил БУНИН, фото автора