пр-т. Абая, 115
схема проезда
+7 7262 45 22 58
обратная связь
inicon wap

«Пегий пёс, бегущий краем моря»

«Пегий пёс, бегущий краем моря»

1сценическая композиция по одноимённой повести Чингиза Айтматова

Спектакль передаёт атмосферу жизни маленького северного народа, проживающего на берегах Охотского моря, народа, обладающего несмотря на тяжёлое время, абсолютной нравственностью, самопожертвование собственной жизнью ради продолжения рода, ради своего маленького, но единственного для тебя народа, было в порядке вещей, до сих пор народ нивхов проживает на Сахалине, по -прежнему в тяжёлых условиях, в быту мало что изменилось, а вот в отношении между людьми…

режиссёр –постановщик:

Заслуженный деятель искусств РК, профессор  Ю.Ханинга-Бекназар

художник-постановщик:

Владимир Сизинцев

балетмейстер

Зульфия Ахметшина

 

2Со спектаклем «Пегий Пёс, бегущий краем моря», театр принимал участие в Международном фестивале театрального искусства «АРД-ОРДО» (г.Бишкек, 2013.) Кыргызстан), посвящённый 85-летию Народного писателя Кыргызстана Ч.Айтматова,  Дни культуры Жамбылской области в г.Талды-Корган(2014г.)

коллектив театра  успешно гастролировал в г.Караганде (2012),  г.Шымкенте(2013) г.Уральске (2015г), г.Актобе(2015г) г.Байконуре(2015), г.Алматы (2016)

Гастроли Жамбылского областного русского драматического театра проходят в Караганде  

20.04.2012 14:17

В Таразе проходит  турне нашего театра.

17 апреля спектаклем «Пегий пес, бегущий краем моря» в театре им. К. С. Станиславского открылись гастроли Жамбылского областного русского драматического театра. Южные гости пробудут у нас до 22 апреля.

В тот же день и час в Таразе началось турне нашего театра. Главный русский театр Тараза не выезжал на гастроли давно, а подобный культурный обмен между двумя регионами вообще редкость. Карагандинцы повезли южанам два детских спектакля и четыре взрослых: «Формула счастья», «Очень простая история», «Эти свободные бабочки» и «Наследники».

Гастрольный репертуар гостей обширней. Кроме сценической композиции по одноименной повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», в арсенале южан также комедия «Развод по-французски» Ф. Кампо, музыкальная феерия «Ассоль» П. Морозова, лирическая комедия «Игра воображения» Э. Брагинского и комедия Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Карагандинцев ждут также три сказки для детей.

«Пегий пес…» избран и для закрытия гастролей Жамбылского областного театра 22 апреля, в воскресенье. И я очень советую вам его посмотреть. Не только потому, что в день карагандинской премьеры в зале оставались свободные места, а это отнюдь не оправдывает славу нашего зрителя, знающего толк в искусстве театра. А прежде всего потому, что редко можно увидеть постановку, настолько соответствующую понятию «искусство театра».

Главная заслуга в этом, разумеется, режиссера-постановщика — заслуженного деятеля РК, профессора из Астаны Юрия Ханинга-Бекназара. Он сумел переложить на язык театра очень сложное литературное произведение, найдя самые точные средства для этого. Притча о вечной борьбе моря и суши рассказана в дольше века длящийся шторм, где и шаманские пляски, и вязкий туман Валгаллы, и «парус порвали». К слову, эта композиция в исполнении Григория Лепса такая же неотделимая нить в плотной ткани спектакля, как русская народная «Ой, то не вечер», вплетенная в исконные песнопения северных народов.

Борьба соленой воды и пресной, развернувшаяся на каяке, заблудившемся в шторм, не менее драматична, чем победа водки над лишенным иммунитета к ней организмом нивха. В экспозиции мы знакомимся с героями этого племени. Младший из них, озлобленный подросток, вряд ли дорожит историей своего рода.

Бытовые дрязги в семье, где старый рыбак, его невестка и внук — сообщение о шторме — появление вахтовика с водкой — пружины этой сцены. Заведенные ими женщины племени начинают танцевать свои мистические танцы, преображенный и старый Кириск из хромоногого забитого старика превращается в сильного, мудрого отца племени Орхана. Наступает кульминация — мы видим, как каяк выходит в море, прощаясь с заветной скалой, носящей имя — Пегий пес, бегущий краем моря, в надежде встретиться с ней вновь.

Кто победит в борьбе соленой воды и пресной — трое сильных мужчин или несмышленыш, впервые вышедший на охоту за нерпами? Самые сильные должны принадлежать Рыбе-женщине, и они добровольно уходят с каяка, где осталось еще немного еды и воды. Что превыше — закон выживания сильного или завет жертвенной любви? Эта трагическая история пронизана светом, ее обращенный в будущее финал жизнерадостен и не кажется наивным.

Актеры, занятые в спектакле, находятся в прекрасной форме. Они все великолепно танцуют, а исполнительница сразу трех ролей Эльмира Аккулиева обладает фантастической пластикой. При этом жесты сдержанны, голоса не надрывны, никто не переигрывает, никто не носится по сцене, компенсируя недостаток внутреннего драматизма беспорядочным мельтешением. Насколько мощен в каждом движении и слове главный герой Бекназар Избасаров, как по-звериному сверкают глаза Рыбы-женщины Аккулиевой… Хороши и современные акробатические движения Евгения Орлова, и его Вахтовик расскажет свою простую историю о преданных им на воде и суше существах.

Большая часть действа происходит во мраке или полутьме, откуда, кажется, и выплывают выхваченные красным светом духи моря-Кинры. Декорации минималистичны и суровы. Энергетика спектакля невероятно мощная.

«Хорошо, когда тебя есть кому проводить и встретить», — говорит один из персонажей «Пегого пса…». Спасибо за эту встречу с Жамбылским русским драматическим театром.

                                  Ольга Моос

http://www.karaganda-region.kz

 

7

 

8

Фееричная премьера на театральных подмостках Тараза

Дата: 26 октября 2011

9Атмосферу жизни маленького северного народа, проживающего на берегах холодного Охотского моря, народа, обладающего, несмотря на тяжелое время, абсолютной нравственностью, смогли прочувствовать таразские зрители. На сцене Жамбылского областного драматического театра состоялась премьера спектакля «Пегий пес, бегущий краем миря» по мотивам одноименной повести кыргызского народного писателя Чингиза Айтматова. Осуществил постановку заслуженный деятель РК, театральный режиссер Юрий Иванович Ханинга-Бекназар. Стоит отметить, что сама повесть Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» навеяна замечательными мифами и легендами нивхов, маленькой северной народности, которая до сих пор проживает на острове Сахалин. Действие в повести происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительнице человеческого рода. Театральный критик Аширбек Сыгай в одном из своих интервью как-то отметил, что необходимо задуматься, почему повесть Чингиза Айтматова переведена на 164 языка мира и в чем ее актуальность. «Поднятая в произведении проблема является общей для всего человечества, так как сама жизнь подобна безбрежному океану, где постоянно ведется борьба за выживание. Находясь в море, не можем утолить жажду». - Эта пьеса об абсолютной нравственности. Что когда-то давно маленький народ обладал этой нравственностью. Где самопожертвование, жертва своей собственной жизнью ради продолжения рода, ради своего маленького, но единственного для тебя народа, было в порядке вещей. К сожалению, сегодня торжествует, мягко говоря, эгоизм, каждый сам за себя, и о самопожертвовании речь мало идет, - отметил в разговоре с журналистами Юрий Ханинга. По словам Юрия Ивановича, к этой постановке он шел 28 лет. Пытался поставить спектакль и в Павлодаре, и в Астане, и в Бишкеке, но осуществить свою давнюю мечты получилось только в Таразе. Данная постановка является, по словам режиссера, свободной композицией, плодом коллективного творчества. «У нас был «Айтматов», была пьеса, написанная специально для меня кыргызским драматургом, но которая не устраивала меня по некоторым причинам, никакого фиксированного текста», - говорит режиссер. Помимо потрясающей игры актеров стоит отметить завораживающее музыкальное и хореографическое сопровождение. Премьера прошла на ура. Зрители остались в восторге. Думается, что каждый, кто присутствовал на премьере, вынес для себя что-то особенное. На вопрос, что вы хотели донести до зрителя через свою постановку, Юрий Ханинга ответил: «В сегодняшнее время мы утрачиваем корни. Я считаю, что для того, чтобы жить в настоящем, надо не забывать, откуда мы родом в прошлом. Хотелось бы напомнить, что маленький народ ты или большой народ, ответы на все сегодняшние вопросы – там, в прошлом». 

На репетиции спектакля.

 10

 

 11

 12

13

 

14

 

15

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить