НОВЫЙ-СТАРЫЙ МУЗЕЙ
Русского и советского биолога Константина Ивановича Скрябина знает, пожалуй, только старшее поколение, большей части молодежи он не знаком. Между тем К. И. Скрябин – это научная величина мирового значения, ибо именно он стал основоположником гельминтологии. И такие громкие имена забывать нельзя. Академик АН СССР, ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда, он открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование свыше 120 новым родам гельминтов. И именно здесь, у нас, в старом городе Аулие-Ате (как тогда назывался Тараз), он начал свою деятельность в 1907 году ветеринарным врачом, прожив здесь до 1911 года. Дореволюционный город Аулие-Ата был в основном животноводческим, так что для ветеринаров было большое поле деятельности. Сам ученый говорил: «Приехал я сюда ветеринарным врачом с уклоном в орнитопатологию, а уехал гельминтологом, интересующимся и другими разделами паразитологии. Гельминтологические коллекции, собранные в Аулие-Ате, послужили материалом для будущей магистерской диссертации и явились в дальнейшем основой центрального гельминтологического музея Всесоюзного института гельминтологии… Аулие-Ата должен считаться местом рождения в нашей стране гельминтологической науки».
Любовь не купишь за деньги
В новом театральном сезоне Жамбылский русский драматический театр порадовал своего зрителя первой премьерой.
Легкий, искрометный, музыкальный спектакль в жанре водевиля поставил по пьесе А. Соллогуба «Беда от нежного сердца» режиссер театра Бекназар Избасаров. Действие происходит в позапрошлом столетии - во времена пышных платьев и фраков, дворянских балов и раутов. Красивый и богатый молодой человек приехал из провинции в столицу в поисках невесты. Как и следовало ожидать, все девушки на выданье начинают виться вокруг такой завидной партии. Прилагают усилия и матери барышень, желающие выгоднее отдать дочерей замуж. Однако сам жених по нежности своего сердца не может сделать выбор: влюбляется то в одну, то в другую хорошенькую девушку. Разворачивается комедийная ситуация – молодой человек готов жениться на каждой из претенденток. Найти достойную невесту легкомысленному, влюбчивому сыну с помощью хитрой уловки помогает его отец - богатый откупщик Золотников. Все девушки и их родственники вмиг отворачиваются от жениха, когда узнают о разорении семейства. И только одна сирота Настенька готова разделить и горе, и радость с возлюбленным. «Мне нужен не бумажник, а человек, которого я могла бы любить и уважать», - говорит девушка.
ТЕАТРУ – 50!
С цифрой 50 Жамбылский областной русский драматический театр связан неразрывно, ибо был образован 2 марта 1967 года, а это был год 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, и вот с тех пор прошло уже полвека.
За это время репертуар театра пополнялся, обогащался, с каждым годом становился все разнообразнее. Первым спектаклем была героическо-романтическая пьеса Билль-Белоцерковского «Шторм» в постановке главного режиссера театра Фаины Литвинской и художника-постановщика Владимира Ланцова. Премьера спектакля состоялась 30 сентября 1967 года.
В свете рампы
А нежное сердце покоя не знает и в мире абсурда ужасно страдает
Любовь, деньги, карьера, семья, счастье — вечные темы. А что может стать мерилом истинного человеческого счастья? Над разгадкой этого вопроса билось немало поколений писателей, поэтов, представителей интеллигенции. В их произведениях каждый современный зритель или читатель с легкостью узнает себя. И не только.
ЕЩЕ РАЗ О «КАРМЕН»
Перед торжественным открытием нового театрального сезона выступил директор Жамбылского русского драматического театра Акылдос Тажиев.
Живые картинки
Задача театра — достучаться до зрителя
В последние годы Жамбылский областной русский драматический театр переживает период возрождения. Его спектакли получают призы на престижных театральных фестивалях. Недавно жамбылские артисты вернулись из Сербии. А до этого были поездки в Кыргызстан, Керчь, Алматы. У директора русского облдрамтеатра Акылдоса Тажиева есть поводы как для радости, так и для забот, потому что нужно постоянно работать над тем, чтобы в театр не заросла народная тропа.
«Кармен» на жамбылских подмостках
На минувшей неделе триумфально завершил свой 50-й юбилейный театральный сезон Жамбылский областной русский драматический театр.
Ошеломленному и очарованному происходящим на сцене зрителю была представлена премьера экспериментальной инсценировки режиссером-постановщиком Куандыком Касымовым новеллы Проспера Мериме «Кармен».
Кто ты, Кармен?
Лариса ГУБАШЕВА, фото Нургисы ТУРГЫНБЕКА
Режиссером-постановщиком премьеры выступил Куандык Касымов, художником-по- становщиком – Владимир Сизинцев. Конечно, многим зрителям хорошо знакомы и одноименная новелла Проспера Мериме, и опера композитора Жоржа Бизе, и балет на музыку Родиона Щедрина «Кармен-сюита». Кстати, музыка эта прозвучала и в таразском спектакле. Балетмейстеры Лаура Дуйсен и Сергей Васильков поставили шикарные испанские танцы, без которых премьерный показ просто бы не состоялся.
Жамбылцы покоряют Европу
Жамбылские актеры приняли участие в Международном фестивале «Славия-2017»
Небольшая афиша с надписью на сербском языке «Жамбылский областной драматический театр» взбудоражила некоторых жителей Белграда. А именно – бывших казахстанцев, в основном выходцев из Тараза, покинувшие родные пенаты много лет назад.
Они и раскупили практически все билеты на спектакль «Нерон и я» и задолго до начала представления с охапками цветов в руках пытались пробраться за кулисы, чтобы обнять своих земляков. Такого теплого приема не видел ни один из участников XVI Международного фестиваля «Славия-2017».
Уроки дружбы, любви и смелости
Какой ребенок не любит сказки? Волшебные, добрые, поучительные, они рассказывают о самом важном, помогают детям понять простые человеческие истины.
Сказки – необходимый элемент в воспитании детей, оказывающий прямое влияние на формирование их личности в будущем. Сколько хороших сказок придумано разными авторами в прошлых столетиях - не счесть. На них выросли целые поколения. Дети узнавали о произведениях, читая книжки с картинками или с экрана телевизора. Добрые, милые персонажи историй для детей становились любимыми героями. Сегодня многие из них забыты, на смену пришли супергерои, обладающие нечеловеческими способностями, и нелепые существа, созданные по принципу «безумно, бессмысленно, но зато смешно». И хотя в программу начальной школы включены некоторые детские произведения, этого недостаточно: для полного восприятия материала детям нужно увидеть и услышать. По-настоящему хорошие мультфильмы нового производства можно пересчитать по пальцам. Экранизированных сказок нет вообще.